Из Государственной программы РФ «Развитие
образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество
образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в
международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также
в международном исследовании качества математического и естественнонаучного
образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA)
Функциональная грамотность Леонтьев А.А.:
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать
все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа
2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
С. 35.]
Функциональная грамотность Новый словарь
методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность
человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности
как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний,
умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов
Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342]
Функциональная грамотность Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность
сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: -
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; -
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные
задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью
рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к
дальнейшему образованию…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и
др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред.
Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с.
16–17]
Функциональная грамотность Определение
функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на
который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им
для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения
широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris:
OECD Publishing, 2019. 308 p.]
Механизмы повышения качества общего
образования в России
Обновление
учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования
на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной
грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и
стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху
перемен
Целенаправленное
повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и
повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление
содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и
эффективности работы учителей
Введение
комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества
образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки
предметных, метапредметных и личностных результатов
Широкое
информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и
инструментарии международных исследований
Главные детерминанты качества школьного
образования
Качество
школьного образования в основном определяется качеством профессиональной
подготовки педагогов (по результатам PISA)
Качество
образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных
заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
Основной вопрос исследования PISA
Обладают
ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
Анализ результатов PISA помог уточнить
природу явления
Учёт
эффекта «ситуационности знаний» требует включения в учебный процесс заданий,
сформулированных во внеучебном контексте, без указания (явного или неявного) на
способ действий
Российские учащиеся в исследовании PISA
показывают низкие результаты
Поставлена
задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования
Основные направления формирования
функциональной грамотности, разрабатываемые в рамках проекта
Математическая
грамотность
Читательская
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Финансовая
грамотность
Глобальные
компетенции
Креативное
мышление
Особенности заданий для оценки
функциональной грамотности
Задача,
поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний,
например, по математике
В
каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная
учащемуся
Контекст
заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
Ситуация
требует осознанного выбора модели поведения
Вопросы
изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
Требуют
перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и
др.) • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Основные критерии отбора заданий для
формирования и оценки функциональной грамотности
Наличие
ситуационной значимости контекста
Необходимость
перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык
предметной области
Новизна
формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Математическая грамотность
«Математическая
грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения
и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в
разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.» PISA-2021
Особое
внимание к оценке математических рассуждений. Новая точка зрения на связь между
математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы: Для решения
проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую
природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать
ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений
и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть
математически грамотным.
Компьютерное
моделирование
Структура оценки математической
грамотности
Математическое
содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной
грамотности): Изменения и зависимости (алгебра) Пространство и форма
(геометрия) Неопределенность и данные (ТВ и статистика) Количество (арифметика)
Когнитивные
процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что
делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с
математикой, необходимой для её решения формулировать ситуацию математически
применять математические понятия, факты, процедуры интерпретировать,
использовать и оценивать результаты рассуждать
Контекст,
в котором представлена проблема. Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь
– Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная
деятельность – Мир науки
Недостатки в овладении метапредметными
умениями
работать
с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для
которой известен способ решения;
работать
с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы,
схемы, рисунка, чертежа)
отбирать
информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию,
использовать личный опыт
задавать
самостоятельно точность данных с учетом условий задачи
моделировать
ситуацию
размышлять:
использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок
представлять
в словесной форме обоснование решения
находить
и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации
Читательская грамотность -
способность
человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять
свои знания и возможности,
участвовать
в социальной жизни.
Оценка читательской грамотности
Находить
и извлекать информацию
Интегрировать
и интерпретировать информацию
Осмысливать
и оценивать содержание и форму текста
Использовать
информацию из текста
ВИДЫ ТЕКСТОВ:
сплошные
несплошные
составные
Требования к текстам:
информационная
насыщенность текстового материала;
отсутствие
«привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в
школьном курсе;
соответствие
возрастным особенностям восприятия ученика;
соответствие
читательским и жизненным интересам учеников;
возможность
разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового
материала
Описание заданий блока «Читательская
грамотность»
Комплексные
задания, объединённые общей темой или проблемой
Каждый
блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10
вопросов различной трудности
Задания
не очень типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям
• Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но
необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
Естественнонаучная грамотность – это
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек
стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей:
научно
объяснять явления;
понимать
основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать
данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Средство оценки естественнонаучной
грамотности – специальные задания, “know how” PISA
Эти задания направлены на оценку компетенций,
характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных
жизненных ситуациях.
Как использовать задания в учебном
процессе?
Первое,
что надо понимать: с какой целью это делается?
Два
полюса: с целью диагностики (включая текущую оценку) или с формирующей целью.
Диагностика
Оценка достижения планируемых
результатов.
Выявление реальных возможностей учащихся.
Формирующая цель
Различные фазы урока: введение нового
материала; актуализация знаний; формирование и развитие умений.
В составе специального
естественнонаучного практикума.
Финансовая грамотность
Выработка целесообразных моделей
поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами
Формирование представлений о возможных
альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем
Развитие умения предвидеть позитивные и
негативные последствия выбранного решения
Приобретение опыта использования
полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни
(Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Требования к предметным результатам. Обществознание)
Финансовая грамотность включает знание и
понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки,
мотивацию и уверенность, необходимые для принятий эффективных решений в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни. (Исследование PISA)
Финансовая грамотность Акцент на
конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов
В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов:
покупка
товаров и услуг
управление
семейным бюджетом
планирование
финансовых дел и др.
Финансовая грамотность ОСОБЕННОСТИ
ЗАДАНИЙ
Все
задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной
учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
В
каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся,
выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
Обстоятельства,
в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и
варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
Ситуация
и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
По
каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых
интеллектуальных действий разной степени сложности.
Ситуации
акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее
целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
Глобальная компетентность (глобальные
компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент
функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание,
ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. (Коваль
Т.В., Дюкова С.Е. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С.
112-123.)
Глобальная компетентность — это
многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная
личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения,
успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать
ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия
(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)
Структура глобальной компетентности
Знания: оцениваются когнитивным тестом
Когнитивные умения: оцениваются
когнитивным тестом
Отношения: оцениваются анкетой
Ценности: вне оценивания
Овладение глобальной компетентностью
выражается в способности
критически
рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера
и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
осознавать,
каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
вступать
в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на
основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Глобальные компетенции как особый
компонент в системе функциональной грамотности
отсутствие предмета "глобальные
компетенции", меж- и метапредметное содержание (география, обществознание,
история, биология, иностранный язык ...)
интегративность не только через содержание
школьных предметов, но и через ценности, интериоризированные личностью
непосредственная ориентация на «мягкие навыки»
("4 к")
Содержательные области
"Глобальные проблемы"
Война и мир, «Север – Юг», изменение
климата, мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде),
демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема,
энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение,
питание, права человека
"Осознание и понимание межкультурных
различий и взаимопонимание"
Семья, природа, образование, здоровье (здравоохранение,
питание), традиции и обычаи, человек и государство (права человека)
Условия целенаправленного формирования
глобальной компетентности
Целостность
и непрерывность процесса с 5-го по 9-й классы основной школы
Движение
к общим целям и их дифференциация на каждом этапе
Сочетание
образовательных и воспитательных целей и задач
Учет
требований преемственности и последовательного усложнения содержания
Отбор
«знаниевого» содержания производится с учетом возрастных особенностей
школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для
российского общества вопросов
Направленность
на достижение метапредметных образовательных результатов
Необходимость междисциплинарной интеграции учителей
Креативное мышление: понятие
Способность продуктивно участвовать в
процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских,
оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных,
результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего,
необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области
Креативное
самовыражение письменное или устное художественное, или символическое
Получение
нового знания/ Решение проблем естественнонаучные или математические социальные
или межличностные
Креативное мышление: модель оценки
Креативное самовыражение:
словесное
визуальное
Получение нового знания/решение проблем:
научных
социальных
Оценка и отбор идей
Оценка сильных и слабых сторон идей
Отбор креативных идей
Выдвижение и совершенствование идей
Выдвижение разнообразных идей
Выдвижение креативных идей
Уточнение и совершенствование идей
Нормативные документы
Письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 14.09.2021 г. №03-1510 «Об организации работы по
повышению
функциональной грамотности»
Интернет-ресурсы
Вебинары для
учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
Вебинары по ФГ https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO
Презентация Банка заданий ФГ.pdf
Рекомендуемые
электронные ресурсы
(для
формирования функциональной грамотности)
Демонстрационные материалы (instrao.ru)
ФИОКО - Открытые задания PISA (fioco.ru)
ФИОКО - Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для
образовательных организаций (fioco.ru)
РДР Функциональная грамотность 5,7 класс, (20 февраля
2020) • СПб РСОКО (spbcokoit.ru)
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной
грамотности (fipi.ru)
Банк
заданий по функциональной грамотности (prosv.ru)
http://skiv.instrao.ru/ - ФГБНУ «ФИОКО» Сетевой комплекс
информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Центр
оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/
https://media.prosv.ru/ «Просвещение» портал Российский учебник
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ФГБНУ ФИПИ
Файлы
Приложение к приказу № 126.pdf